Творческие люди всегда ценились в обществе, так как они отличаются новизной, умеющие нестандартно мыслить даже при наличии простой проблемы.
Творческая активность будет развиваться в том случае, если будет присутствовать деятельность, рассчитанная на творческую работу, направленная на решении проблемной ситуации. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить их.
Эвристический метод в образовательном процессе предполагает отказ от готовых знаний, его основой служит поиск информации при помощи творческой работы учащихся. Большой объем информации требует от современного человека такие личностные качества как инициативность, изобретательность, способность быстро и безошибочно принимать решения, что возможно при умении творчески и самостоятельно работать. Так школьники должны не только овладеть материалом, но и уметь творчески воспользоваться им при решений задач и любой проблемы, что возможно только при специально созданных педагогических условий для развития творческих способностей ребенка. Поэтому проблема использования эвристического метода в начальной школе является актуальной.
Под эвристическим методом понимается метод обучения, по которому ученики сами, при содействии наводящих вопросов учителя, доходят до истины, приближаясь к решению заданного вопроса, теоремы, задачи и т. п
Эвристический метод способен развить самостоятельную активность учащихся, творческое мышление, способность видеть проблему в традиционной ситуации, развивает мотивы учения, формирует познавательные умения, развивает умение видеть новые признаки объекта и т.д.
Суть эвристического метода – самостоятельный, планируемый лишь в общих чертах поиск решения поставленной проблемы. Цель эвристического метода – проанализировать имеющиеся правила и методы, ведущие к решению проблемы и применить наиболее оптимальный. Важно так же наблюдать за тем как решают эту проблему другие и анализировать свой личный способ решения проблемы. Мало только вести наблюдения, нужно иметь способности и стремление, волю и выдержку. Главное понимать проблему, составить план решения проблемы, осуществить свой план, изучить полученное решение проблемы.
В эвристическом (частично-поисковом, проблемном) методе учитель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Создаётся проблемная ситуация – такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. Только от мастерства учителя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет. Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.
Характерные признаки проблемного обучения:
- возникает состояние интеллектуального затруднения;
- возникает противоречивая ситуация;
- появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
- проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Учитель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.
При создании и решении проблемных ситуаций я применяю следующие методические приемы:
– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
– излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяю проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставлю проблемные задачи.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят.
Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Основными формами проблемного обучения являются:
а) проблемное изложение;
б) частично-поисковая деятельность;
а) самостоятельная исследовательская деятельность.
Частично-поисковый метод предполагает решение таких сложных задач, как выработка умения видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и определять планы их проверки.
В качестве вариантов частично-поискового метода рассматривают дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых.
Как правило, в младших группах беседа должна продолжаться не более 10-15 мин. Что касается старших групп, то здесь её время может быть увеличено.
Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный воспитателем, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании детей, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.
С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на:
1) сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов;
2) на уточнение сущности обсуждаемых понятий;
3) на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях;
4) на объяснение причин;
5) на выявление последствий действий, применения различных способов;
6) на доказательство, приведение доводов;
7) на выявление межпредметных связей и др.
Требования к вопросам:
- посильность;
- четкость формулировки;
- направленность формулировки вопроса на стимулирование аргументированного ответа ребенка;
- каждый последующий вопрос - логическое продолжение предыдущего или ответа ребенка;
- опора вопроса на имеющийся запас знаний у детей с выходом за его рамки с целью получения новых знаний;
- необходимость воспроизведения усвоенных ранее знаний, как опоры в дальнейшем поиске.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению интеллектуальной активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования, активизирует словарный запас.
Однако следует помнить, что любые методы, в том числе и эвристический, не являются универсальными, и нельзя заполнять всё пространство урока только, к примеру, эвристической беседой, какой результативной она ни была бы.
Мастерство учителя и состоит в верном выборе инструментов, ключей к душам и умам воспитуемых. И таких инструментов-ключей должно быть множество.
|