С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой в стандартах на школьную мебель предусмотрено изготовление для учащихся парт, столов и стульев пяти групп: А, Б, В, Г и Д
РАЗМЕРЫ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ
¦Группы¦ Группы рос-¦ Высота края крышки ¦ Высота передне-¦ Цвет ¦
¦мебели¦ та школьни-¦ стола, обращенного ¦ го края сиденья¦ маркировки¦
¦ ¦ ков в см ¦ к ученику, над по- ¦ над полом в см ¦ ¦
¦ ¦ ¦ лом в см ¦ ¦ ¦
+------+----------- +------------------ +-------------- -+-------- -- +
¦А ¦до 130 ¦ 54,0 ¦ 32,0 ¦желтая ¦
¦Б ¦130 - 145 ¦ 60,0 ¦ 36,0 ¦красная ¦
¦В ¦145 - 160 ¦ 66,0 ¦ 40,0 ¦голубая ¦
¦Г ¦160 - 175 ¦ 72,0 ¦ 44,0 ¦зеленая ¦
¦Д ¦свыше 175 ¦ 78,0 ¦ 48,0 ¦белая ¦
-------+---------- -+----- ------------- +--------------- +-----------
Маркировка мебели
Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.
На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например:
Б
------------.
130 - 145 см
Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (таблица N 1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.
Измерение роста школьников
Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.
Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.
Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом с учетом полученных данных о росте школьников рассаживает их за парты или столы соответствующей группы.
Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см: желтая на высоте от 115 до 130 см от пола, красная - от 130 до 145 см, голубая - от 145 до 160 см, зеленая - от 160 до 175 см, белая от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркированный цвет необходимой мебели.
Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.
Для облегчения рассаживания школьников I - IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.
Расстановка мебели
Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми - группы Б, третьими - группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.
Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная - от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками школьники могут сидеть в любом ряду.
Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.
Не менее двух раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.
Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:
- в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) - не менее 0,5 м; от внутренней стены - не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) - не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) - не менее 1,6 - 2,0 м, а в кабинетах, имеющих демонстрационные столы, - не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м;
- в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30 град.
Для обеспечения угла рассматривания в 35 град. расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м - при четырехрядной.
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ УЧЕНИЧЕСКАЯ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА ПРИ СИДЕНИИ
(В соответствии с ГОСТом 11015-93, 11016-93 и ISO 5970)
А - ступни ног должны полностью соприкасаться с полом.
В - между коленями и столешницей должно быть пространство для свободного движения (не менее 110 мм).
С - нижняя часть бедра под коленями не должна испытывать давление от переднего края стула.
D - высота стола должна обеспечивать горизонтальное положение руки сидящего при вертикальном положении предплечья.
Е - спинка стула должна поддерживать спину в поясничной области и нижней части лопаток.
F - между подколенными впадинами и передним краем стула должно быть свободное пространство.
G - между спинкой и сиденьем стула должно быть свободное пространство
ТАБЛИЦА ГРУПП РОСТА ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ МЕБЕЛИ (ГОСТ 11015-93 И ГОСТ 11016-93)
ГРУППА РОСТА
|
СРЕДНИЙ РОСТ РЕБЁНКА, СМ
|
РОСТ РЕБЁНКА
|
КЛАСС (ПРИМЕРНО)
|
ВЫСОТА СИДЕНЬЯ У СТУЛЬЕВ, ММ
|
ВЫСОТА РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ СТОЛА, ММ
|
1
|
105
|
100-115
|
—
|
260
|
460
|
2
|
120
|
115-130
|
—
|
300
|
520
|
3
|
135
|
130-145
|
до 1 или 1 класс
|
340
|
580
|
4
|
150
|
145-160
|
1-3 классы
|
380
|
640
|
5
|
165
|
160-175
|
4-7 классы
|
420
|
700
|
6
|
180
|
175 и выше
|
8-11 классы
|
460
|
760
|
|